Публикации

 
Русские встречи: культура и экономика

 

В рамках проекта «Русский народ в глобальной конкуренции» в Перми выступил  Михаил Геннадьевич Делягин. Один из самых известных российских экономистов. Директор Института проблем глобализации (ИПРОГ). Родился 18 марта 1968 г. в Москве. С отличием окончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова. Длительное время был самым молодым доктором экономических наук (1998). Почетный профессор (2000) Цзилиньского университета (Китай). Профессор-исследователь МГИМО (2003). Академик РАЕН (2004). Удостоен Медали им. В.В.Леонтьева "За достижения в экономике" (2011). Действительный государственный советник II класса. Имеет личную благодарность Президента РФ Б. Ельцина.

Автор более тысячи статей в России, США, Германии, Франции, Финляндии, Китае, Индии и др., автор тринадцати монографий, из которых наиболее известны "Экономика неплатежей" (1997), "Идеология возрождения" (2000), "Мировой кризис. Общая теория глобализации" (2003), "Россия после Путина. Неизбежна ли в России "оранжево-зеленая" революция?" (2005), "Драйв человечества" (2008), "Кризис человечества. Выживет ли Россия в нерусской смуте?" (2010), "Новая опричнина, или почему не надо валить из России прямо сейчас" (2011). Руководитель авторского коллектива книги "Практика глобализации: игры и правила новой эпохи" (2000), в соавторстве с В.Шеяновым написал книги "Мир наизнанку. Как закончится экономический кризис для России" (2009) и "Русский космос: победы и поражения" (2011). Технический редактор русского перевода книги Пола Кругмана "Возвращение Великой депрессии?" (2009), редактор хрестоматии русской культуры "Я русский!" (2010).

Вы приехали в Пермь в рамках проекта «Русские встречи». До этого в Пермь приезжали писатели, публицисты, философы. На этом фоне участие в этом проекте Михаила Делягина, как экономиста, выглядит несколько обособленно, к тому же не привычно слышать из уст экономиста слово «русский». Вот и Ваша лекция в ПГНИУ названа «Русские в глобальной конкуренции». Не могли бы Вы припомнить тот,  может быть поворотный момент, когда Михаил Делягин четко сказал себе: я русский.

- Знаете, мне очень легко это вспомнить, потому что когда я получил паспорт, там было написано «русский». Еще, по-моему, в комсомольском билете писали национальность. Только партийного билета у меня не было. В партию я не вступал.

А насчет «русский», есть национальный характер, есть национальная культура, которые определяют все формы человеческой жизни. Поскольку меня учили в стандартном экономическом институте, я очень быстро понял, что денежные отношения у нас работают не совсем так, как это преподают. Я заканчивал экономический факультет МГУ, откуда очень много народа пошло в бизнес и они быстро обнаружили, что … теория не работает. Работает сначала, когда человеку нечего есть. Как только человек выходит из лагерного состояния, то этот расчет работать перестает. И дальше, это уже последующие исследования показали, что деньги для носителя русской культуры являются символом справедливости. Очень важным, но не исчерпывающим. А если нет справедливости, а есть только деньги, то это не работает. И уже на уровне простых проблем, с которыми сталкиваются мои знакомые бизнесмены в своих небольших фирмах, я понял, что есть некоторые очень сильные отличия того что есть у нас в России, от того, что написано в учебниках.

Потом, когда я занимался макроэкономикой, я увидел, что у нас не работают стандартные рекомендации МВФ, ЕЦБ и т. д. Я тогда был очень наивным человеком. Я думал, что они очень искренне нам хотят добра, и я это списывал на такие особенности, как монополизм, незащищенную собственность и т. д., но потом я увидел, что даже в рамках управленческих механизмов просто другие реакции.

Культура является очень важным фактором конкурентоспособности, ее надо обязательно учитывать. Иначе не будет работать ничего. А дальше уже пришлось изучать иностранный опыт, и замечательная была история в Японии, когда американцы пришли к выводу, что Япония никогда не будет конкурентом Америки, потому что там феодальная культура, с рыночными отношениями не совместима. Оказалось, что совместима еще как, но американцы этого не поняли. Японцы сумели приспособить свои рыночные отношения, к культуре, так, чтобы они работали на пользу.

Соответственно, мы тоже должны учитывать особенности своей культуры, при определении, в том числе, экономической политики, потому что без этого ничего не будет.

Вы несколько раз сказали об особенностях русской культуры. Откройте тайну, что это за особенности.

- Особенностей очень много, но я рассматриваю вещи, которые проявляются в экономике. Ну, например, у каждой культуры есть границы. В одних культурах есть круг людей, который признает главными ценностями, права человека. В других культурах это люди одной религии, народа. В протестантской культуре это богатый человек. Бедный человек презрен Богом, потому что он бедный. В американской политической культуре, только те, кто стремится к демократии и т. д. В российской культуре это родственники. Дело не в том, что у вас другая религия, другая национальность, другой цвет кожи, вы ему не родственник. У вас не было общего прапрапрадедушки.

В России уживающиеся очень разные культуры. У нас есть республика Тыва, в которой 60 процентов детей рождается вне брака. В переводе на русский язык это называется многоженство.

Есть еще авральность русской культуры: вы поручаете человеку сделать работу за неделю, которую можно сделать дней за пять, он делает ее в последний день вечером, накануне.

Это не преувеличение называть такие вещи особенностями национальной культуры?

- Под культурой я имею в виду не Пушкина с Достоевским. Культура – это образ действия. Это не тот след, который мы оставили в мировой истории, какие памятники построили, какие дома культуры воздвигли и т. д. Для меня, это образ действия с точки зрения экономики.

Есть точка зрения, что в сущности, без разницы какая форма правления, авторитаризм или демократия. Какова Ваша точка зрения?

- Если вы случайно оступившись, выругаетесь на кухне под портретом правителя, и за это попадете в тюрьму, то для вас есть разница между демократий и авторитаризмом. Во-вторых, демократия все-таки дает больше возможностей для развития. Что касается личной заботы правительства о подданных, то если правитель не проявляет заботу о своих подданных, то он слетает с должности. А если правитель может варить мыло из своих подданных и знает, что ему за это не придется отвечать… Вот в этом и разница.

Можно ли уже сейчас говорить о проблеме 2018 года?

- Вы знаете, если мы в таком положении как сейчас доживем до 2018 года, то нам сильно повезет. К 2010 году у нас вылезли три качественные проблемы. Первое, у нас перестала работать нефтяная экономика. Цены на нефть выросли на 3,8%, экономический рост от этого не ускорился, мы на это никак не отреагировали, экономика перестала реагировать на приток денег. Она отреагировала в начале этого года: приток ВВП вырос с 4 до 4,9 %, это все равно ниже 5,5%, которые необходимы для обеспечения социально-политической стабильности. Второе: в 2011 году федеральный бюджет захлебывался от денег. Реальные доходы населения по официальным данным повысились, но если убрать миллиардеров, убрать уровень инфляции, то реальный доход 90% населения снизился не менее чем на 7, 5%. Сталкиваются две тенденции. Страна захлебывается от денег, а люди стали жить хуже. С другой стороны у людей резко выросли запросы, потому, что 2/3 общества вышло из логики выживания. Им теперь хочется не только хлеба и зрелищ, но еще и справедливости.

Появится ли когда-нибудь русский проект и будет ли в нем место православию?

- Обязательно появится, раз есть запрос. Насчет православия, я могу сказать, что русская культура по своей основе является православной.

Какие ценностные приоритеты в посткризисном мире, на ваш взгляд, должны выйти на первое место? Одни считают, что нравственные (в основном верующие); ученые-экономисты, что правильная экономика - залог успеха; политики, блоггеры и некоторая часть граждан – борьбу с коррупцией как главное условие процветания.

- Приоритеты выражают то, чего мы хотим добиться. Они фиксируют то, ради чего человек живет. И в этом отношении у каждой профессии, конечно, свои приоритеты. У слесаря одни, у бухгалтера другие. Но у общества в целом они должны быть общими – иначе общества просто не будет существовать как чего-то единого, целостного.

И эти приоритеты могут быть только моральными, только нравственными, ибо только мораль и нравственность отличают нас от животных, и только они объединяют нас друг с другом. Человек живет, в конечном счете, именно для достижения моральных, нравственных целей. Здоровая экономика необходима, но она лишь инструмент, - равно как и разумная (отнюдь не безбрежная и потому оборачивающаяся своей противоположностью) демократия, и искоренение коррупции. Это лишь средства, которые не должны заслонять общую цель: построение справедливой и свободной жизни.

Но забывать эти средства, думая только о цели – значит обрекать себя на бездействие и бесплодие. В обычной жизни не получается быть свободным от общества, и если Вы лично живете честно, но не препятствуете преступлениям, которые царят вокруг Вас и которым Вы можете помешать (если не можете, тогда другой разговор), - зачем тогда Ваша честность, кому от нее легче? И в чем она заключается? - ибо, терпя, Вы оказываетесь соучастником этих преступлений. Да и жертвой их, в конечном счете, тоже легко можете оказаться.

Поэтому приоритеты – только нравственные, а средства их достижения – обычные. Дорога к храму идет по земле.

По какому пути, на ваш взгляд, пойдет Россия?

- Судьба России зависит от того, как мы, российское общество, будем действовать в системном кризисе, когда государство утратит возможность контролировать и определять нашу жизнь.

Мы можем развалить все, как в конце 80-х - начале 90-х, и даже из лучших побуждений, - и убить тем самым даже не страну, а всю русскую цивилизацию, выстоявшей под татаро-монголами и перед Гитлером.

Мы можем овладеть государством и оздоровить его, то есть поставить на службу народу – и тогда русская цивилизация возродится в небывалой славе, но главное – в достойной, благополучной и свободной жизни.

Сегодня к системному кризису нужно готовиться: учиться и организовываться. Он уже близко. Но в самом кризисе у нас никогда не будет ни всей полноты информации, ни времени, чтобы успеть все тщательно продумать и принять правильное решение.

Так всегда бывает в кризисы.

И руководствоваться надо будет моральными и нравственными ориентирами, потому что других нет. Это еще одна функция морали и нравственности – помогать обществу выживать тогда, когда никому ничего не понятно.

И история показывает, что в критических ситуациях морали и нравственности оказывается достаточно. А гении с наукой подтягиваются потом.

Мировой капитализм, выродившийся во всеобщую спекуляцию глобальных монополий, рушится, стирая в нищету средний класс. У нас, у России есть возможность иного пути, - преодоления чрезмерного монополизма на основе новых технологий, которые создавались в советском ВПК, а сейчас глушатся бюрократами. Народное государство сможет пойти по этому пути, но сначала его надо создать.

Ольга Троицкая

на фото: Михаил Делягин, священник Вячеслав Зуев, Сергей Трушников


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Публикации

Выбор языка сайта

Рассылка новостей


Всего подписчиков: 54

Казачий календарь

История казачества

Казачье радио

Штаб СЗКО ВВКО

perm@szko-vvko.ru, poko.pfo@mail.ru

Российская Федерация, 614012 Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, д. 99, офис 216
Открыть контакты