Публикации

 
АТАМАН - символ казачества

В многовековой истории российского казачества есть слово, вобравшее в себя многие понятия и значения. Более того, оно стало одним из определяющих символов казачества. Это слово – АТАМАН.

Слово «атаман» переводится с древнетюркского буквально как «отец мужчин». То есть «ата» – «отец», «ман» – «мужчина». Термин этот существует издревле и знаком практически всем сейчас. Слово созвучно не только термину военного вождя, но и главы гражданской администрации на территории, заселённой казаками.  

Традиционно из глубины веков в атаманской должности скрещивались две составляющие: военно-административная и командная. Обе были направлены на сохранение казачьей общины в военное и мирное время. Интересен тот факт, что  в древности походом мог руководить не обязательно атаман, а казак, которого Круг (общее собрание) выбирал на эту должность. Такой избранный военным вождём казак назывался походный атаман. 
В современной России это административная должность в первичной казачьей организации (хуторское, станичное, городское казачье общество). На время похода он был непререкаемым вожаком, ослушание которого грозило смертью. Атаман же оставался в станице и продолжал руководить оставшимися членами казачьей общины. Походный атаман на Круге подбирал себе есаулов, сотников, десятников. По окончании похода все выборные командиры слагали с себя полномочия. Существует поверие, что военный вождь казаков, который после похода никак не мог перейти к мирной жизни, получал прозвище Волчий атаман. Как правило, он заканчивал плохо. Чтобы избежать лишних осложнений в казачьем поселении, его убивали.

Хотелось бы рассмотреть ещё одну старинную казачью должность кошевого атамана. Эту должность казак получал также на Круге и исполнял обязанности в походных условиях. В обязанности кошевого атамана входило накормить людей, коней и прочих. Обеспечить их временным ночлегом, обеспечить охранение лагеря, выпас коней и скота. По возможности заменить неисправное оружие, обеспечить боекомплектом и т.д. На время отдыха походный атаман передавал полномочия кошевому атаману. В современном казачьем обществе это административная должность вроде старшины роты.

Не совсем обычная для современного человека временная, назначаемая атаманом первичной казачьей организации должность гулевого атамана. Назначается гулевой атаман при проведении массового гуляния казаков, сопровождающегося застольем. Гулевой атаман должен вести праздничное застолье, руководить очерёдностью выступлений, тостов, здравиц, речей. Следить, чтобы никто из гуляющих не переходил рамок приличия. По окончании застолья обеспечивал убытие всех по домам и приведение в надлежащее состояние места массового гуляния. Гулевой атаман выбирал себе помощников – приставов – по необходимости. Эта казачья должность спустя века мало чем изменилась.

В древности атаман был исполнителем воли Круга. До сих пор при выборе атамана старик казачьей общины порет атамана нагайкой со словами: «Из казаков вышел, в казаки вернёшься».

Начиная со времён Петра Первого войсковых атаманов Круг не выбирал. Волею императора войсковой атаман назначался. Это явление получило название наказного атамана. С 1838 года, после передачи управления казачьими войсками Военному министерству, оно стало назначать атаманов отделов и округов. Такой порядок просуществовал вплоть до 1917 года. Российские императоры понимали, что перегибать палку с казачеством опасно. Тому в истории много примеров: Кондратий Булавин, Емельян Пугачёв, Степан Разин. Но и лишать себя столь необходимых, опытных, неустрашимых и верных воинов не могли. С 1827 года Верховным атаманом всех казачьих войск становится наследник престола Российского. Первым Верховным атаманом стал будущий император Александр Второй, последним – царевич Алексей, сын императора Николая Второго.

То, что атаманы казаков люди весьма неординарные, показала вся российская история. Не обязательно эти люди были со знаком плюс. Время покажет, кто из них совершил какие деяния и какой эффект произведён. Находясь в XXI веке, многие события мы ещё не можем причислить к плюсовым или минусовым. Время покажет.

Но почему атаманы столь неординарны? Предлагаю совершить небольшой экскурс в историю на эту тему и попытаться установить причину.

Из известной нам истории, которая подтверждается многими исследователями, в период татаро-монгольского  ига казачьи общины Дона не были ещё организованны в многочисленные сообщества. И поэтому в атаманы этого исторического периода выходили наиболее удалые представители небольших казачьих общин за свои личные боевые и организаторские заслуги. Но в период  XVXVIвеков мелкие казачьи объединения стали объединяться в крупные отряды. Такие объединения стали называться войсками. Пример тому – Всевеликое войско Донское. Это обусловлено сложившимся тогда положением, чтобы успешно противостоять ударной мощи сопредельных кочевых народов.

Крупное казачье сообщество – Войско – управлялось Войсковым Кругом, где обеспечивалось представительство всех казачьих общин. На Войсковом Круге выбирался  войсковой атаман. Круг получил своё название оттого, что на этих собраниях казаки становились кругом без шапок и стоя, из уважения к происходящему. Выборы происходили ежегодно, и решение принималось большинством голосов. В помощь войсковому атаману избирались два войсковых есаула и войсковой писарь. Атаман был полностью подчинён Кругу и за своевольное решение мог лишиться жизни. Войсковой атаман обыкновенно докладывал Кругу дела и возбуждал вопросы, требовавшие решения Круга. Атаман выходил с есаулами на середину Круга и излагал дела, но это не было его личным правом, любой казак мог выйти и предложить свои вопросы для рассмотрения Круга. Голос атамана был равен голосу любого казака. Он имел лишь вес от личного авторитета, уважения и доблести. Сложив с себя полномочия, войсковой атаман вставал в ряды простых казаков. Выбранный атаман принимал особые символы атаманской власти пернач и насеку.

Аналогично проходили Круги и в городках, станицах, хуторах. Но не только своих начальников казаки величали атаманами, так назывались любые доблестные казаки, выделяющиеся удалью и отвагой. Атаманы – это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое, право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и отвагой. Много сохранилось с того времени выражений: «атаманы – молодцы», «из рядовичей в атаманы выходят», «крепись, казак, атаманом будешь».

Но со временем дело изменилось, возникло целое правящее сословие атаманов, резко отделившееся от простых казаков. Слово «атаман» постепенно вытесняется словом «старшина». Впервые упоминается название «старшина» в 1649 году. Затем должность войсковой старшина преобразовалась в чин «войсковой старшина».

С XVIII века войсковые атаманы, а с XIX века и отдельские, окружные атаманы стали назначаться. Со второй половины XVIII века запрещено было войску назначать и снимать войскового старшину без ведения военной коллегии. Постепенно атаманы и ведомые ими казаки стали всё более и более врастать в военную систему царской России и благодаря своим военным дарованиям доблести и преданности занимать особое привилегированное положение. Постепенно сложилась определённая военная система казаков, переросшая в военное сословие, просуществовавшее до 1917 года.

На протяжении нескольких веков сохранялся особый православно-военный дух казаков, несмотря на сильнейшее вмешательство правящей руки Москвы. Молодцевато, смело, талантливо казаки и их атаманы пронесли своё неповторимое искусство ведения военных действий через все войны, которые вела Россия начиная с XVI века.

Целая доблестная плеяда казачьих атаманов оставила след в истории России, о них народ сложил былины, сказания, песни. Только свободная от рабства среда могла взрастить таких героев и сложить такие прекрасные казачьи песни. 

Порядок выборов атамана

Выборы атамана происходят на Круге открытым голосованием. Все определённые кандидаты, сняв шапку, садятся рядом со священником. Голосование проводится по каждой кандидатуре в отдельности. Кандидат перед голосованием за него выходит на середину круга, кланяется кресту, священнику, старикам и станице. Зачитывает свою программу. Есаулец спрашивает: «Господа честные казаки, люб ли вам атаман такой-то?». Проходит кандидат, набравший хотя бы на один голос больше всех.

По казачьей традиции считается, что атаман в момент принятия присяги приобретает особую силу. Будущего атамана ведут к присяге два пристава, держа его за руки. По традиции  нельзя касаться голой рукою голой руки или щеки атамана, так как считалось, что так он может потерять свою силу. Поэтому один пристав держит атамана за левый рукав выше локтя, левая рука атамана лежит на укрытом обшлагом запястье левой руки пристава. Второй пристав держит атамана за правый рукав выше локтя, правая рука атамана лежит на укрытом обшлагом запястье правой руки пристава. Фигура, таким образом, напоминает крест. Приставы снимают с атамана мундир, расстёгивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест, который  есаулец показывает казакам со словами: «Православный!». Казаки кричат: «Любо!» – и встают.

В установившейся тишине атаман, стоя лицом к станице, произносит:

«На Христовом Животворящем Кристе, на Священном Писании присягаю:

Служить верно, не щадя головы и живота своего.

Беречь казачью честь.

Приумножать достояние станицы.

Беречь казаков!

Я – ваш отец. Вы – мои дети!»

После этого отвешивается поклон станице, затем ведомый приставами атаман подходит к старикам, кланяется в пояс. Старики и станичники кланяются в ответ на поклоны атамана. Затем приставы подводят атамана к священнику, атаман целует крест и лежащее на аналое Евангелие. Атаман, ведомый приставами, выходит на середину круга. Старейшина трижды сечёт его нагайкой по спине.

Далее его одевают в атаманскую одежду, перепоясывают через правое плечо шашкой, через левое – полотенцем - «символами военной и хозяйственной деятельности». Перекрещённые перевязи  означают защиту правления атамана Христом.

Атаману вручается пернач или булава как символ военной власти. Вручает её более старший по чину или по возрасту атаман. Принимая пернач, нужно трижды  поцеловаться с вручающим.

Старики подносят атаману посох или насеку с металлическим навершием, на котором вырезаются имена всех атаманов, владевших им, как символ гражданской власти.

Атаман берёт в правую руку пернач, в левую насеку, есаулец возлагает ему на голову шапку и командует: «Перед атаманом шапки долой». Все, кроме атамана рангом выше, снимают шапки. Этот момент считается присягой Круга  атаману и полное подчинение. Атаманы ниже рангом присягают вновь избранному атаману. После этого по закону все присутствующие казаки на Круге подходят к кресту и Евангелию и целуют их.

использован кадр из фильма "Тарас Бульба"


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Публикации

Выбор языка сайта

Рассылка новостей


Всего подписчиков: 62

Казачий календарь

История казачества

Казачье радио

Медиа